Размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.

КУБИНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И РУССКИЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО МЕЖДУНАРОДНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Егорушкин Валерий Алексеевич, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, ректор, Брянский государственный инженерно-технологический университет, Брянск, Россия

Коларов Георги Иванов, кандидат политических наук, преподаватель, Экономический университет-Варна, Варна, Республика Болгария

Карелл Фуре Барбара Елена, доктор филологии, профессор, Гаванский университет, Гавана, Республика Куба

Андреев Виктор Вячеславович, председатель Регионального отделения ДОСААФ России Брянской области, Брянск, Россия

Рафиенко Евгений Николаевич, младший научный сотрудник Управления научно-исследовательской деятельности и международного сотрудничества Регионального отделения ДОСААФ России Брянской области, Брянск, Россия

Новиков Михаил Михайлович, кандидат сельскохозяйственных наук, начальник отдела международных проектов, Брянский государственный инженерно-технологический университет, Брянск,  Россия

Савин Алексей Валерьевич, генеральный директор ООО «Филология-Глобус», Брянск, Россия

Аннотация.

Кубинская революция ознаменовала новый этап в историческом развитии региона, она определила содержание будущего политического развития Латинской Америки. Победа Кубинской революции стала возможной благодаря существованию СССР и мировой социалистической системы. Произошло взаимное переплетение советских и кубинских культур, цивилизаций, образа жизни. Русский язык осуществил серьезное наступление в кубинскую образовательную систему. Куба превратилась в самую русскоязычную страну в Латинской Америке.

Ключевые слова.

Русский язык, Республика Куба, революция, сотрудничество, образование, кафедра русского языка, культура. 

Кубинская революция ознаменовала начало нового этапа в историческом развитии региона. Имея в качестве предшественниц Гватемальскую и Боливийскую революции, она прекращает несправедливую социальную практику и определяет в большей степени содержание будущего политического развития Латинской Америки, вплоть до наступления так называемого «левого поворота». Последний надолго поставил крест существованию «заднего подворья» США, разрушая однополюсный мир, появившийся после распада СССР и конца «холодной войны». Идеология Кубинской революции представляет успешный специфический синтез двух идеологий – национально-революционной и ленинской.

Победу Кубинской революции предопределило существование СССР и мировой социалистической системы, которая решительно помешала попыткам США задушить ее и восстановить старый режим. В решающий момент, советское руководство вступилось за Кубу, ставя мир на грань Третьей мировой войны, но не позволило осуществить североамериканское вмешательство.

Кубинская революция, в сущности, принесла настоящую независимость стране – до этого она находилась под фактической опекой США. До нее богатые североамериканцы смотрели на кубинцев как на производителей сахара, рома и сигар, а также как на персонал, который обеспечивает им досуг, во всяком плане и значении этого слова. Поэтому, кубинские патриоты считают, что революция 01.01.1959 года вернула им, прежде всего, национальное достоинство.

Хроника исторических событий развивалась стремительно.

01.01.1959 года диктатор Фулхенсио Батиста бежал в Доминиканскую республику, и потом в Испанию. Дата его бегства отмечается как День победы Кубинской революции. Вслед за ним, в Гавану вошла передовая партизанская колонна, которой командовал Фидель Кастро. Ему помогал Эрнесто Че Гевара – верный боевой соратник. (9 октября 2017 года исполнилось 50 лет со дня смерти Эрнесто Че Гевара. Герой кубинской революции погиб в Боливии: захваченный местными спецслужбами, он был казнен. Его смерть стала трагедией не только для тех, кому были дороги идеалы кубинской революции. Этот красивый, романтичный молодой человек, идеалист, мечтавший о рае на земле после смерти, стал иконой для миллионов. Не все обязательно разделяли его взгляды, но многих трогала его вера, его стремление улучшить жизнь людей. Он по-прежнему остается кумиром для многих молодых людей, которые несут его портрет в беретике со звездой [1]).

Революция спровоцировала сопротивление кубинской олигархии. Она укрепилась в курортном городке Майами, на Флориде. Вашингтон поддерживал организованные иммигрантами в США акции. Дошло до прекращения североамериканских поставок нефти, потом национализации нефтеперерабатывающей промышленности, сокращения покупок кубинского сахара, национализации сахарных заводов и т.д. Противопоставление перешло «красную линию».

К концу 1960 года прекратилась взаимная торговля и была объявлена экономическая блокада. Потом, 02.01.1961 года были разорваны и дипломатические отношения. 15.04.1961 года самолеты США бомбили остров. 16.04.1961 года Фидель Кастро объявил социалистический характер Кубинской революции. 17.04.1961 года около полутора тысячи кубинских эмигрантов вторглись в бухту Кочинос, район Плая Хирон. (Администрация Кенеди могла бы отменить операцию, которую готовило ЦРУ еще при прошлой администрации, но она этого не сделала).

Северо-американские военная авиация и флот пытались обеспечить успех вторжению, однако не спасли интервентов от разгрома. Зато спровоцировали всплеск ненависти в отношении США.

Североамериканские лидеры, монополии и спецслужбы никогда не смирились с существованием социалистической Кубы, в 90 милях от своей территории, а также с потерей огромного «казино» и «борделя», где давно уже по традиции расслаблялись.

Как отмечает долголетний директор Иларан Владимир Давыдов, «Кубинскую революцию, постреволюционную историю страны невозможно понять без учета ее решающего фактора – реакции оскорбленного национального сознания. Не было никакого «экспорта революции». Она вызрела и реализовалась на собственной почве. И в этом, наверное, одно из важных объяснений жизненно стойкости той общественной системы, которая была создана этой революцией» [2, C. 4].

Борьба за Кубу стала важнейшей стратегической картой в геополитике США, причем, важнее было ликвидировать пример, который Остров Свободы подавал всем странам Латинской Америки. Под реальной угрозой стала гегемония США на субконтиненте. В своей политике в отношении Кубы, США преследовали две основные цели:

  1. Дискредитация революции вообще и специально перед латиноамериканскими народами, которые оказались перед теми же проблемами, что и кубинский народ.
  2. Подготовка идеологической и психологической почвы для организации и проведения экономических, политических, дипломатических и военных акций, направленных против Кубы.

Так или иначе, в это время началось взаимное переплетение советских и кубинских культур, цивилизаций, образа жизни. Русский язык осуществил серьезное наступление в кубинскую образовательную систему. Куба превратилось в самую русскоязычную страну в Латинской Америке.

До конца распада СССР русский язык имел приоритетное положение в кубинском образовании. Этому способствали и взаимные визиты глав государств.

Лидер Острова Свободы Фидель Кастро посещал СССР в 1963, 1964, 1972 и 1985 годах. Со строны Советского Союза на очень высоком уровне Кубу в 1974 году посещал Леонид Ильич Брежнев, а в 1989 году - Михаил Горбачев.

В 1989 году коренным образом изменились внешние условия для развития страны. Политические процессы в Восточной Европе лишили Кубу исключительно важных политических и экономических партнеров. Они перестали покупать сахар, приостановили почти полностью торговлю, прекратили поставки нефти, технологий и запчастей для них. Гаване с этого момента, нужно было рассчитывать на себя. На Кубе был введен «особый период в мирное время». 

В стране, по советскому образцу, был установлен так называемый «бюрократический социализм». И поэтому, распад сначала социалистической системы, потом СССР, имели для Кубы самые тяжелые последствия. Страна потеряла основных экономических партнеров и финансовых спонсоров и перешла в самый тяжелый период своего развития, который характеризовался фактически военным положением. Тогда США воспользовались трудностями кубинского руководства, усилили политическое давление и ужесточили экономическую блокаду, пытаясь убрать Фиделя Кастро и его соратников из власти. Кубинцы в противостоянии с США могли рассчитывать только на себя.

На Кубе был подписан договор о сотрудничестве между папой Йоаном Павлом Вторым и Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. С деловым и дружественным визитом на Кубе были президенты Владимир Путин (в декабре 2000 года и в июле 2014 года) и Дмитрий Медведев. Кроме них Остров Свободы посетили Дмитрий Рогозин, Сергей Шойгу, Сергей Нарышкин.

В период с 20 по 22 марта 2016 года состоялся визит уже бывшего президента США Барака Обамы на Кубу. За 88 лет он стал первым американским президентом посетившим страну. Его встретили Рауль Кастро, первый заместитель председателя Государственного совета Мигель Диас – Канель, министр иностранных дел Бруно Родригес Париля, министр внешней торговли и иностранной инвестиции Родриго Мальмиерка, высшие партийные и государственные руководители.

Фидель Кастро уклонился от встречи с Бараком Обамой. Дал понять, что Куба является самодостаточной страной, в состоянии производить все необходимое для нормального функционирования государства и не нуждается в подарках, со стороны «империи» (как он называет северного соседа). По его мнению, кубинцы рассчитывают на свои достижения в сфере морали, науки, культуры. (Сам Барак Обама был вынужден признать успехи кубинских революционеров, в сфере образования и здравоохранения) [3].

В ходе деловой встречи были подписаны многочисленные торгово-экономические соглашения, но само торгово-экономическое эмбарго не было отменено. Американская делегация также отказалась обсуждать статус и будущее военной базы США в Гуантанамо. Во время «холодной войны» она сосуществовала рядом с советскими военными базами.

Один из результатов визита Обамы: расширение влияния английского языка, в ущерб русскому.

Русский язык является, согласно Конституции, государственным языком Российской Федерации.

Как пишет сайт Википедия:

«Русский язык - один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа. Является одним из наиболее распространённых языков мира — шестым среди всех языков мира по общей численности говорящих и восьмым по численности владеющих им как родным. Русский является также самым распространённым славянским языком и самым распространённым языком в Европе — географически и по числу носителей языка как родного.

Русский язык — государственный язык Российской Федерации, один из двух государственных языков Белоруссии, один из официальных языков Казахстана, Киргизии и некоторых других стран, основной язык международного общения в Центральной Евразии, в Восточной Европе, в странах бывшего Советского Союза, один из шести рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций.

Число владеющих русским языком в России составляет 137,5 млн. человек (2010). Всего в мире на русском говорят около 260 млн. человек (2014) [4]».

По оценкам на начало июля 2017 года численность населения Земли превысила 7,55 млрд. человек [5].

В 2000 году российские государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования включали курс «Русский язык и культура речи» в качестве федерального компонента. С этого момента данный курс входит в учебные программы независимо от профиля подготовки: гуманитарного или инженерного, для представителя точных или естественных наук. Это значит, что выпускникам вуза после его окончания, предстоит общаться на этом языке как минимум в публичной сфере (с работодателями, коллегами, клиентами, органами власти), читать законы и инструкции, получать и формировать разнообразные сообщения.

По данным переписи населения России 2002 года, на русском языке в той или иной мере говорят 98% жителей. Более половины из них не имеют высшего образования. Для 80% россиян русский язык является родным, к тому же, начиная со средней школы, он выступает в качестве единственного языка обучения в большинстве государственных образовательных учреждений [6, c. 6-10].

Интересно проследить тенденцию развития системы преподавания русского языка за рубежом, например, в Республике Куба. Туристы, узнав что-то о государственном языке страны, садятся за учебники испанского и пытаются выучить хотя бы основные фразы и выражения. Однако, на Кубе живут люди, которые учились в Советском Союзе и знают русский.

Спрашивая у кубинцев, какой язык на Кубе они учили в школе, в ответ чаще всего можно услышать, что английский. Хотя на практике оказывается, что они не понимают даже основных слов, таких как «Hello», «Yes» и «No»[7].

Русский язык уверенно возвращается на Кубу. Примером того стало событие 30 мая 2016 года, когда первый заместитель Председателя Государственного Совета и Совета Министров Республики Куба Мигель Диас-Канель Бермудес посетил Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. В состав кубинской делегации также вошли заместитель министра иностранных дел Кубы Рохелио Сьерра Диас, Посол Республики Куба в России Эмилио Ратмир Лосада Гарсия  и другие официальные лица.

Посещение Института Пушкина состоялось в рамках официального визита в Россию. В ходе визита господин Мигель Диас-Канель Бермудес уже провел переговоры с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, встретился с Председателем Правительства Российской Федерации Дмитрием Медведевым, Председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко.

В Институте Пушкина кубинскую делегацию встречали заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов, ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Маргарита Русецкая, президент Института Пушкина Виталий Костомаров, а также Юрий Вьюнов – директор филиала Института Пушкина, который действовал на Кубе в советское время и подготовил более 350 тысяч выпускников.

В 2015-2016  учебном году в России за счет госбюджета РФ обучалось 86 кубинских студентов. Как отметил Вениамин Каганов, Министерство образования и науки РФ планирует открыть центр русского языка на Кубе, для кубинской стороны было предложено сделать доступным изучение русского языка в некоторых школах, что послужит расширению базы для будущих студентов и преподавателей. Мигель Диас-Канель Бермудес поддержал идею включения русского языка в учебные планы одной или нескольких школ Гаваны [8].

Второй визит в Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина официальная делегация Республики Куба совершила 11 июня 2016 года. Делегацию возглавил заместитель министра высшего образования Оберто Сантин Касересом. В составе кубинской были специалист по международным отношениям Министерства высшего образования Республики Куба Барбара Елена Карелл Фуре и советник Посольства Республики Куба в РФ Натача Диас Агилера.

Высоких гостей встречали заместитель директора международного департамента Министерства образования и науки РФ Александр Русинов, ректор Института Пушкина Маргарита Русецкая, проректор по учебной работе Елена Колтакова, советник по внешним связям Виктория Костева, профессор Олег Радченко. Темой встречи стало развитие договоренностей о сотрудничестве в сфере образования, достигнутых в ходе предыдущей встречи.

Оберто Сантин Касерес в своем выступлении подчеркнул высокую заинтересованность в открытии кафедры русского языка Института Пушкина в Гаванском университете, подготовке преподавателей русского языка. Господин Касерес отметил высокий научный уровень института  и заявил о необходимости взаимного обмена в сфере методик преподавания, совместных исследований, публикаций, культурных и научных мероприятий.

Ректор Маргарита Русецкая выступила с предложением привлечь для работы на кафедре кубинских преподавателей русского языка, которые в свое время получили образование в СССР или обучались в филиале Института Пушкина на Кубе в советское время. Была рассмотрена возможность педагогических обменов между Россией и Республикой Куба. Кубинские преподаватели смогут приезжать в Россию, чтобы обучать студентов испанскому языку и одновременно изучать методику преподавания русского языка как иностранного; преподаватели испанского языка ведущих российских вузов – проходить стажировку в Гаванском университете и преподавать там русский язык как иностранный [9].

Открытие кафедры Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина в Гаванском университете было запланировано на  сентябрь-октябрь 2016 года в рамках работы межправительственной российско-кубинской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

Смерть Фиделя Кастро (годы жизни 13.08.1926-25.11.2016)  послужила катализатором обострения международных отношений. Его жизнь останется в мировой истории ярким примером беззаветной преданности идеям революции.

2017 год стал определяющим для будущего Кубинской Революции и взаимоотношений Республики Куба с внешним миром, в том числе в свете налаживания взаимовыгодного сотрудничества с Российской Федерацией.

III Форум ректоров университетов России и Кубы в Гаване завершился 23 мая 2017 года подписанием ряда договоров и меморандумов.

Главы 44 ведущих вузов Российской Федерации и Кубы, наряду с их заместителями и чиновниками обсуждали интересующие обе стороны вопросы, в целях разработки совместных линий сотрудничества и создания сети высших учебных заведений острова и РФ.

Открыл Форум возглавляющий кубинскую делегацию Хосе Рамон Саборидо Лой (министр высшего образования Кубы). Он зачитал отчёт кубино-российской кооперации в сфере высшего образования. В нём особый акцент был сделан на формировании человеческих ресурсов в СССР, где получили образование, в том числе высшее, 21 тыс. 514 кубинцев. 16 тыс. 372 человек окончили разные вузы на территории Советского Союза. Из них 3 тыс. человек окончили аспирантуру.

Интересный факт, отметил в своём выступлении глава российской делегации, академик Виктор Садовничий (ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова), который напомнил, что 21 мая 1963 года лидер кубинской революции Фидель Кастро посетил МГУ.

С 1993 года, каждые три года подписываются разные договорённости о межуниверситетском сотрудничестве, а Российская Федерация предоставляет Кубе сто стипендий. В 2016 году их количество составило 110.

Существует перспектива открытия научно-образовательного отдела МГУ и Кафедры русского языка технического профиля Казанского федерального университета (КФУ) в Педагогическом Университете им. Энрике Хосе Вароны, которая присоединится к открытой в понедельник Кафедре Института Пушкина, на Факультете иностранных языков Гаванского университета.

Было предложено организовать на Кубе языковую подготовку кандидатов на стипендии, предлагаемые Россией, создание проектов, включающих старшее поколение абитуриентов советских вузов.

Была высказана идея о проведении встречи выпускников российских учреждений в рамках конгресса «Университет-2018». Академий Садовничий внёс  предложение провести следующий, IV Форум, в Москве, в рамках Фестиваля науки 2018 года. Также создать Ассоциацию ректоров Кубы и России, которые взяла бы ответственность за совместное сотрудничество.

Наталья Починок, ректор Российского государственного социального университета (РГСУ), была удостоена звания приглашенного профессора Университета Гуантанамо (УГ), с которым РГСУ ведёт плодотворное сотрудничество с прошлого года, когда в восточной провинции была создана российско-кубинская кафедра.

Починок и ректор УГ д-р Альберто Турро Брефф, обменялись грамотами.

Согласно данным Марии Виктории Вийявисенсио Пласенсии, главы Международных отношений МВО Кубы, подписали соглашения, с российской стороны МГУ, Университет дружбы народов, ГРСУ, Тихоокеанский государственный университет и Южно-Уральский государственный университет.

С кубинской, договорённости были достигнуты Университетами Гаваны, Информатики, Артемисы, Гуантанамо (с наибольшим количеством), Санкти-Спиритус, Аграрным, Камагуейя, Ольгина и Высшим институтом иностранных дел [10].

ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический университет» ведет активную работу по налаживанию взаимодействия с Республикой Куба.

Список литературы

  1. 50 лет со дня гибели Че Гевары. Фоторепортаж // Газета.ru. – Режим доступа: https://www.gazeta.ru/politics/photo/50_let_so_dnya_gibeli_che_gevary.shtml, свободный (Дата обращения: 09.10.2017).
  2. Владимир Давыдов. 50 лет Кубинской революции. (Круглый стол в ИЛА) // Латинская Америка. – 2009. - № 6. – М.: ИЛА РАН. Режим доступа: www.granma.cu/mundo/2016-03-28/articulo-de-fidel-reccore-el-mundo-2016-03-28-22-03-00, свободный (Дата обращения: 28.03.2016).
  3. Русский язык // Википедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Русский_язык, свободный (Дата обращения: 08.10.2017).
  4. World Population Prospects The 2017 Revision. Key Findings and Advance Tables. United Nations: New York. -2017. – Режим доступа: https://esa.un.org/unpd/wpp/Publications/Files/WPP2017_KeyFindings.pdf, свободный (Дата  обращения: 08.10.2017).
  5. Русский язык и культура речи: учебник для вузов / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт; Юрайт-Издат, 2010. 358 с. - (Основы наук).
  1. Какой на Кубе язык. – Режим доступа: http://tursovety.ru/sovety-po-kube/kakoy-yazyk-na-kube.html, свободный (Дата  обращения: 23.11.2016).
  2. Русский язык возвращается на Кубу. – Режим доступа: http://www.pushkin.institute/news/detail.php?ID=4806, свободный (Дата обращения: 23.11.2016).
  3. Кафедра русского языка Института Пушкина откроется в Гаванском университете.   – Режим доступа:  https://pushkininstitute.ru/news/1113, свободный (Дата  обращения: 23.11.2016).
  4. III Форум ректоров университетов России и Кубы. – Режим доступа: http://www.novosti.acn.cu/куба/1948-iii-форум-ректоров-университетов-России-и-Кубы, свободный (Дата обращения: 08.10.2017).

Авторизация